Итак, вот в упор не упомню за последние 10-15 лет большого кино, с размахом - типа гибсоновских "Храброго Сердца" и "Апокалипто". Вот "Норман" (ни в коем случае не Варяг), он идейный наследник такого рода кино – грязного, натуралистичного, жестокого, и настоянного на мухоморах и приходах типа "Ведьмы из Блэр", даром что в полнометражном формате режиссёр Эггерс, который вполне себе юн (ему всего 40) выступил как раз со своей "Ведьмой", правда, средневековой и её я ещё не смотрел.
Кино являет собой вольную интерпретацию шекспировского сюжета «мстим за папу, за маму злому дяде», но не всё так просто. В центре сюжета великолепная коллизия между героями Сани Скарсгарда и Николи Кидман, которые великолепно выступили четыре года назад у Жана Марка-Валле в «Большой Маленькой Лжи», где Саня абьюзил Николь, лихо припечатывая то лицом об итальянскую плитку в столовой, то добротным хуком под дых. Помня такой расклад, Роберт Эггерс поменял его на 180 градусов, и теперь уже матч-реванш – худощавая Николь “размазывает” накачанного Саню, хищно скалясь мелкими зубками в кадре! Настоящий подарок любителям кинематографа. Кстати, Николь Кидман тут на своём месте, а не холодная и неуютная рыбина, которую она изображает последние 15 лет.
Это на самом деле суперэклектичное кино, piece of good postmodern. Тут тебе и 2d-проходы камеры по «Андрею Рублёву» Тарковского, битва голых мужиков в кипящей лаве, которая отсылает нас к самому первому Терминатору.
Меж тем, несмотря на всю свою постмодерновость, кино сугубо традиционалистское и как будто с издёвкой игнорирующее вездесущие тренды небинарности и всеобъемлющей инклюзивности – как такое пропустили продюсеры, которые недавно нам дали чёрного Макбета, решительно не понятно.
Эггерс очень чётко чувствует природную роль мужского и женского начал, где мужчина – воин, который расчищает территорию для жизни, а женщина – даёт жизнь и выступает за её защиту. И конфликт истории разворачивается вокруг именно этой коллизии – экспансии и сохранения. Всё в фильме работает на эту историю – необычайно красивая исландская природа; минимум диалогов – игра построена на безумных оскалах, криках, рычании, воплях героев. Жестокие времена, жестокая история – слова и не нужно как будто, чтобы рассказать её.
И даже несмотря на то, что лично я бы попросила товарища Эггерса сделать ещё пожёстче и чуть поприбрать женских персонажей в истории, получилось отлично.
9/10.
Смотрите хорошее кино, а это вот как раз оно!