Polar (2019) Полярный, США
Не скрою, что для меня базисным кино-жанром является боевик – максимально честный и чистый жанр, выпестованный в 80х годах прошлого века и давший миру плеяду кумиров – Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценнегера, Стивена Сигала, Брюса Виллиса, Курта Рассела, Жан Клодыча Ван Дамм и пацанов попроще типа Мишки Дудикова и Майкла Паре. Про Ольиве Грюнерва вспоминать не будем – ибо и ни о чём, и снимался он в откровенном direct-to-video шлаке.
Восьмидесятые взорвались как бешенный фейерверк бессмертными хитами типа Коммандо, Красная Жара, Кобра, Смерти вопреки, За правосудием, Крепким Орешком и т.д. – обязательная программа для просмотра тогдашнего фаната голливудского кинематографа.
Отличные герои – прямые, как шпала, без двойного дна, очень понятные, сильные и несгибаемые, мочащие гадов пачками – чисто солдат-красноармеец, перемалывающий орды фашистов из пулемёта Дегтярев. Очень яркий мужской образ, хватко впечатывающийся в мировоззренние десятилетнего пацана.
90ые изменили правила игры – началась «игра со смыслами» – нам предстояло теперь переживать хорошим киллерам, плохим копам, да и в целом… Режиссёр Мактирнан, предчувствуя скорую гибель жанра, снял эпичнейший некролог всему жанру, который с треском провалился в прокате - «Последний Киногерой».
2000ые загнали жанр куда-то далеко под лавку и на смену непотопляемой харизме Шварца пришёл астеничный Киану Ривз, который ни в кунг-фу, и ни во что другое особо не умел – зато братья-сёстры Вачовски увидели в нём идеального, абсолютно лишённого мужских черт героя, которого таскали на тросах на хромакее и имели через это невероятный гешефт, который спустили в унитаз гендерной флюидности. Той же дорогой пошли Человек-Паук и многочисленные Мстители, которые кроме клоунов в трусах поверх колготок массовому зрителю ничего предложить не могли. Единственного альфу – накачанного бодибилдера Тора низвели до пивного алкоголика и затем отправили сразу за два каблука – в назидание – этой вашей токсичной маскулинности мы на бюджетах сто мультов плюс не потерпим. Где-то истошно завыл неплохо показавший себя в Питч Блэке Вин Дизель и прибавил ещё больше священых семейных ценностей в Форсаж 195.
Жанр обесценили, прилюдно кастрировали и публично закэнселили задолго до дивана старого извращенца Харви. Каскадёр Стахельски вынул с антресолей застрявшего на вечноcть в депрессняке Киянку Ривза, прикрутили ганкату и джиу-джитсу и продолжили цинично таскать на заляпанных поничками хромакее в Джон Виках стабильно раз в два-три года. Это был не то что ревайвл – а финальный хук под дых любителям жанра. Ни характера, ни цели – просто голый экшен, который сам по себе вообще не интересен. Вслед за этим беспомощным гуано где-то просвистел Буллет Трейн, где шестидесятилетнему Бреду Питту, кривляющемуся за тридцатилетку даже пистолета не выдали – ты будешь валить врага морщинистыми остатками харизмы и туповатой улыбкой, камон, давай, у Содерберга в стапятндцати друзьях Оушена у тебя хорошо получалось, на старых дрожжах вытащишь сто пудов. Посмотри на Райна Ренольдса – парень на нулевой харизме поднимает неплохие бабки. Главное, самотык покрепче в жопе держать (все вспомнили Дедпула, ya?)
Ну да ладно, что-то подрастащило. Чем более обесценен герой боевика, тем отраднее созерцать отблески, в которых сквозит и харизма, и альфач, и маскулинность – достойным боевичком про киллерский синдикат (привет, Джон Уик) порадовал нас старый добрый швед Йонас Аккерлунд, позвав на роль протагониста датчанина, любимца публики и харизматика Мадса Миккельсена.
Мадс – актёр с большой буквы «А» – роли беспомощных интеллигентов и трагичных немногословных экшн хироу даются ему одинаково хорошо – веришь каждому движению в кадре, каждому жесту и каждому прищуру.
Говорить про сценарий смысла нет – он прост и служит для того, чтобы Мадс соблазнял баб, убивал негодяев и спасал невинных – ровно всё то, что мы так любили в 80ые. Тем более что фильм сделан по комиксу студии Dark Horse, отечественному зрителю известной по экранизации Константин (в котором Киянка Ривз невероятно хорош).
Несмотря на вторичность – это не бездарное постмодернистское кино, в котором режиссёр-недоучка неумело и неуместно жонглирует образами – а взвешенное, выверенное кино на постмодернистской основе, с интересными цитатами и любовными заигрываниями с образами далёких 80х.
Хорошее кино. 8/10 так точно.